В Москве активно обсуждается возможность отменить домашние задания для школьников. У инициативы, которая порадовала бы многих учащихся, нашлось столько сторонников и противников, что дискуссия приобрела общегородской масштаб.

Хочется сразу же задать читателю вопрос: “А вы помните, как выполняли домашнюю работу, когда учились в школе?” — но делать это незачем, ведь забыть такое просто невозможно. Картина в голове примерно такая: с одной стороны — ужасная усталость после окончания шести-семи урочного рабочего дня в школе. С другой — неутихающее желание отправиться гулять с друзьями, пойти на любимый кружок, на футбол или хореографию.

Этим желаниям не суждено сбыться, ведь уже к завтрашнему дню нужно подготовить реферат по географии, заполнить рабочую тетрадь по биологии, плюс упражнения по русскому языку, пара номеров по алгебре. От части дня и от целого вечера не остается ничего. Причем эта история может быть и общесемейной, если ребенок чего-то не понимает и призывает на помощь взрослых.

Замечательно, если преподаватель в классе разбирает с учеником новую тему и решает задачи, но без собственного опыта знания бесполезны. Хирург не становится хирургом, если ему просто расскажут, как оперировать, или он понаблюдает за ходом нескольких операций. Токарь тоже не сможет преуспеть в своей деятельности, если ему лишь объяснят, как устроен станок…

Но какой тогда выход? На этот вопрос могут ответить только эксперты. К счастью, у нас есть возможность познакомиться с их мнениями, так как недавно (21 февраля) в здании Московской городской думы прошло заседание Общественной палаты Москвы, посвященное теме “Домашнее задание: за и против”.

Тон дискуссии задал председатель Мосгордумы Алексей Шапошников, который сразу определил сложность любого возможного решения. Да, дети и родители устают от домашних заданий, но к чему может привести их отмена? “Если мы дома вместе с детьми не будем повторять те знания и навыки, которые ребенок получает во время образовательного процесса в образовательном комплексе, даст ли это какой-то эффект? Я затрудняюсь ответить на это”, — сказал Шапошников.

Неизвестно, совпадение это или намеренный ход организаторов, но в начале обсуждения выступали сторонники полной отмены домашнего задания. Прежде всего, представители родительской общественности. Их аргументы предельно понятны: дети устают, их приходится ругать… Отношения родителей и детей нередко портятся именно из-за того, что первые заставляют снова и снова “работать” вторых. Сожалеет старшее поколение и об упущенном времени, ведь вместо того, чтобы заставлять решать бесконечные задания, можно было бы поиграть с ребенком, поговорить…

Возможно ли просто взять и отменить домашние задания? Эксперты рассказали, что это вполне реально. Так поступили во Франции, где множество детей мигрантов просто не имели возможности учиться вне школьных стен. Но к чему это привело? Результаты оказались плачевными — уровень знаний упал. А если повторение материала в виде выполнения домашнего задания необходимо, то кто спасет детей и родителей от не всегда адекватных объемов заданного?

Ответ на этот вопрос дал директор Центра образования № 548 “Царицыно” Ефим Рачевский. Он отметил, что в санитарно-эпидемиологических нормах и правилах прописано максимальное время выполнения домашней работы в каждом классе.

— Единственный шаг и ход, который мы можем сделать, это внести изменения в СанПиНы. Сами они очень архаичны, — пояснил директор. Кроме того, Рачевский призвал педагогов помнить, что любая работа (в том числе самостоятельная) должна быть осмысленной.

В этой связи обнаруживается еще одна проблема современных домашних заданий — далеко не всегда можно понять, зачем именно то или иное задание дается и почему в таком объеме. Домашняя работа ассоциируется у большинства с чем-то скучным и монотонным. Значит, должна поменяться сама форма заданий. До сих пор немало школьников, приходя домой, открывают учебник, например, алгебры и продолжают механически решать те же примеры, которые решал я лет десять назад и которые, возможно, решали мои родители и даже дедушки и бабушки.

То, что домашнее задание может быть интересным, ярким, интерактивным и разнообразным, показали на заседании учителя, успешно участвующие в проекте “Московская электронная школа”. Даже самую сложную тему можно подать как увлекательную игру. Заполнить таблицу с датами и картинами исторических событий, собрать мозаику континента из территорий разных стран — подобное можно сделать в рамках любого предмета. Кроме того, “МЭШ” позволяет персонифицировать задания, установить обязательные и дополнительные упражнения. Индивидуальный подход к “раздаче” домашнего задания позволит освободить время ребенку, который уже занимается какой-либо дисциплиной углуб- ленно. Персонификация домашней работы воспринимается как часть “образования будущего”, но это возможно уже сегодня.

Кому-то может показаться, что нашлось решение всех проблем, но и здесь выступят критики, причем с обоснованными аргументами. Дело не только в том, что выполнение заданий на компьютере или планшете негативно скажется на зрении детей, есть и другая проблема — готовность самих педагогов “перейти в цифровое пространство”.

Профсоюз образования Москвы традиционно проводит опросы для педагогов на актуальные темы. Новый опрос был посвящен будущему домашнего задания. Хотя его опубликовали всего за день до заседания, мнением успели поделиться более 400 учителей. Их позицию на заседании назвала председатель профсоюза образования Москвы Марина Иванова. Результаты дали почву для размышлений:

— Мы спросили, знают ли наши учителя, что существуют СанПиНы, — более 84% ответили положительно. Потому мы задали вопрос респондентам: придерживаются ли они этих СанПиНов? Здесь результаты оказались хуже — 53,3%. Получается, что мы спокойно смотрим на то, что нарушаем требования к объему домашнего задания. Это значит, что у нас нет диалога с нашими коллегами, — сказала Марина Алексеевна. Эту проблему изменение формата подачи домашнего задания вряд ли решит.

Но и с “цифровизацией” домашнего задания не все просто. Учителя, показавшие во время обсуждения прекрасные интерактивные упражнения, оказались по результатам нашего опроса в меньшинстве, так как сегодня лишь 9,4% респондентов используют или готовы использовать ресурсы и возможности “Московской электронной школы”.

Формы домашнего задания, скорее всего, поменяются. Но без самостоятельной домашней работы школьники не останутся. Кстати, сами учащиеся, которые тоже были на заседании, не считают домашние задания “злом” и готовы их выполнять, особенно если упражнения станут интересными.

Автор статьи — главный специалист информационного отдела Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования